Логопедическая шкатулка
ЧТО ДЕЛАЮТ ЛОГОПЕДЫ?
ЧТО ДЕЛАЮТ ЛОГОПЕДЫ?
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное звукопроизношение. Это не совсем так.
ЦЕЛЬЮ логопедического воздействия является
РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:
- развитие общей речевой активности,
- накопление словаря,
- развитие фонематического (речевого) слуха,
- развитие грамматической стороны речи,
- обучение навыкам словообразования и словоизменения,
- развитие связной речи
- развитие артикуляционной моторики и, наконец,
- коррекция звукопроизношения.
В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать педагога, целенаправленно выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
- профилактика нарушений письма и чтения.
РОЛЬ СЕМЬИ
В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА
Правильная и четкая речь имеет огромное значение для деятельности человека. Воспитание речи у детей является необходимым условием полноценного развития личности.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и становится необходимо, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Уважаемые родители! Вы просто обязаны знать, что речь взрослых имеет огромное значение для ребенка, и как именно нужно разговаривать с детьми:
- Говорите правильно и выразительно, не торопясь, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не съедая слогов и окончаний слов.
- Не имитируйте детскую речь. Совершенно неуместно сюсюканье, «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи.
- Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги» , «ваще» вместо «вообще» и т.д.)
- Особенно четко произносите незнакомые, новые для вашего ребенка и длинные слова. Разъясняйте ребенку смысл незнакомых слов в понятной для него форме.
- Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего, тогда ему будет легче перенимать артикуляцию взрослых.
- НИКОГДА не наказывайте детей за ошибки в речи, не дразните и исправляйте лишь в спокойном тоне, без раздражения.
Мамы и папы, находите больше времени для общения со своими детьми!
Много полезной информации вы можете найти на страницах:
Советы учителя - дефектолога: https://ddu98grodno.schools.by/library/category/15806 ;
https://ddu98grodno.schools.by/pages/sovety-logopeda
Умение слышать слово - https://ddu98grodno.schools.by/pages/umenie-slyshat-slovo
Родителям будущих первоклассников - https://ddu98grodno.schools.by/pages/roditeljam-buduschih-pervoklassnikov
Давайте говорить грамотно! - https://ddu98grodno.schools.by/pages/davajte-govorit-gramotno
Артикуляционная гимнастика - https://ddu98grodno.schools.by/pages/artikuljatsionnaja-gimnastika
Развитие мелкой моторики - https://ddu98grodno.schools.by/pages/razvitie-melkoj-motoriki
Учим стихи с ребенком - https://ddu98grodno.schools.by/pages/uchim-stihi-s-rebenkom-poleznye-sovety
Правила речевого этикета - https://ddu98grodno.schools.by/pages/pravila-rechevogo-etiketa
Логопедические шифровки или Разбираемся в логопедическом диагнозе - https://ddu98grodno.schools.by/pages/logopedicheskie-shifrovki-ili-razbiraemsja-v-logopedicheskom-diagnoze
Давайте говорить правильно!
Это сложное ударение...
Большинство слов русского языка произносится людьми с правильной постановкой ударения. Однако, встречаются слова, с ударением в которых люди сомневаются. Связано это, в первую очередь, с тем, что люди слышат одно и то же слово по-разному от источников своего окружения (учителя, друзья, родители, дикторы и т.д.). Другая причина — появление в русском языке новых иноязычных слов, практики постановки ударений в которых ещё не было. Третья причина — «новые правила», споры учёных, некоторые варианты постановки ударения в словах признаются устаревшими. Разногласие с ударениями приводит к тому, что люди не знают, какое ударение верное. И люди обращаются за помощью к словарям. Приведем примеры сложных слов, которые наиболее часто вызывают затруднения.
АлфавИт, арАхис, арбУз, баловАть, бАнты, бралА, взялА, вЕрба, включЁн, вОвремя, водопровОд, ворОта, газопровОд, диспансЕр, договОр, дОверху, добелА, докумЕнт, досУг, жалюзИ, завИдно, зАгнутый, задОлго, закУпорить, звонИм, звонИт, зубчАтый, Искра, исчЕрпать, каталОг, квартАл, кремЕнь, красИвее, кУхонный, мЕльком, мусоропровОд, надОлго, новорождЁнный, облегчИть, Обнял, одноврЕменный и одновремЕнный, оптОвый, откУпорить, перезвонИт, подОшва, понЯть, понялА, принЯть, прИнял, премировАть, ракУшка, рефлЕксия, свЁкла, слИвовый, срЕдства, столЯр, танцОвщица, творОг и твОрог, тЕфтели и тефтЕли, тОрты, тОтчас, трубопровОд, тУфля, украИнский, фенОмен, ходАтайство, цепОчка, чЕрпать, шАрфы, щавЕль...
Одеть или надеть?
Одеть — кого, что: облечь кого-либо в какую-либо одежду. (Одеть ребёнка, больного, раненого; одеть куклу, манекен…)
Надеть — что: натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. (Надеть костюм, юбку, пиджак, башмаки, маску …)
Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.
Легко проверить!
Если вы сомневаетесь в правильном употреблении глаголов «надеть» или «одеть», существует безошибочный способ проверки: подберите к ним антонимы, т.е. слова, противоположные по значению. Антоним слова «надеть» - «снять». Антоним «одеть» - «раздеть». Согласитесь, «раздеть шапку» звучит нелепо.
Ну, а чтобы закрепить правило, запомните забавные поговорки, которые облегчат вам запоминание: «Одевают Надежду, надевают одежду» , «Надеть одежду, одеть Надежду».
Почитайте детям стихи
«Одень», «надень»…
«Одень», «надень»… Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.
«Одень», «надень»… Давай глядеть:
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
Одеть или надеть?
Девчушка Света, отроду - пять лет,
Соседкой приглашённая на праздничный обед,
Стоит пред зеркалом, и платье НАДЕВАЕТ,
Руками цепкими себе активно помогает…
НАДЕЛА платье кружевное - стала, как конфета!
Ну, до чего красиво Света, в платье то ОДЕТА.
НАДЕВ колготки белые и туфли с бантом,
Кокетливо глядит на пояс с кантом.
НАДЕТЬ сейчас тот пояс или нет,
«Пожалуй, позже!» - прозвучал ответ…
Ах, как чудесно ножки Светы,
В ту обувь были празднично ОДЕТЫ…
Вообще-то, правильно сказать – обуты,
Но цель у нас сейчас другая – ножки не разуты.
На шейку - бусы мамины кокетливо НАДЕТЫ,
Ну, до чего красиво, шейка в жемчуга ОДЕТА!
Взяв куколку в подарок, Света брошь НАДЕЛА,
От удовольствия, та кукла - «мама» вдруг запела.
НАДЕВ пальто, Светлана быстро вышла,
Ох, как красиво у неё всё вышло!
Девчонка, как картинка сразу стала,
НАДЕЛА всё, но показалось ей, что мало…
НАДЕЛА шарфик, шапочку и рукавички,
Так ОДЕВАТЬСЯ, стало для неё – привычкой.
***
Не стоит детям - голову «ломать»,
Грамматикой их сильно загружать.
Вы прочитайте на ночь стих – они поймут,
Конечно, если очень быстро не уснут …
P.S. Однажды поняв разницу между «одеть» и «надеть», потом сложно будет их перепутать. Для наглядности посмотрите на картинки:
Родителям будущих первоклассников
Речевая готовность детей к школе
Наиболее значимым для ребенка 6-7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Школьное обучение предъявляет новые требования к вниманию, памяти, мышлению ребенка, а также к его речи, к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Речь первоклассника должна соответствовать следующим требованиям:
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен овладеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, твердый, мягкий.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, умение образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных и т.д.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевыми нарушениями начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье, малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно важным становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Школьники с несформированной звуковой стороной речи, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие; звонкие – глухие; твердые – мягкие). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка).
Наряду с нарушениями произношения звуков у детей может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Такие дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Произношение звуков у них бывает смазанным, невнятным, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Готова ли рука ребенка к письму?
Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме.
Не менее важным является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе.
Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.
Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки. Учить ребенка писать (буквы, цифры) до школы не следует. Во-первых, не все родители знают, как правильно учить ребенка писать. Это зачастую приводит к формированию неправильной техники письма и дальнейшему мучительному переучиванию. Во-вторых, созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-двигательную координацию, заканчивается в 6-7 лет. То есть тогда, когда ребенок уже стал школьником.
Подготовка же руки к письму до школы может заключаться в упражнениях и заданиях, направленных на развитие координации движений рук.
Как же определить, насколько ребенок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Во время этих наблюдений вас должны насторожить следующие случаи:
- если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;
- если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении.
У ребенка к 6-ти годам уже должно быть полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение крайне необходимо, так как многие задания построены именно таким образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок. Вот почему так важно, чтобы у ребенка были согласованы действия глаз и руки, чтобы руки выполняли бы только то задание, которое им дают глаза.
Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно-двигательной координации играет рисование. У ребенка, работающего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования напоминает технику письма.
Таким образом, от вас требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш — между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, спокойно, без напряжения, не сгибая, положив его на карандаш. Ребенок не должен слишком сильно сдавливать карандаш или кисточку в пальцах, держать ближе 3-4 см от отточенного края или ворса.
Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребенок сможет без труда выполнять подобные требования при письме.
Следует напомнить, что правильная посадка при рисовании (лепке, игре за столом) чрезвычайно важна также и для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здоровья внутренних органов.
Почему не каждому дается грамота?
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма – дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 % школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, они меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При ДИСГРАФИИ дети младших классов с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко такие дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Чтобы понять механизм развития дислексии, начнём издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, жужжание пчелы, писк комара, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.
А учить надо, потому что искажение 1 – 2 звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно, поэтому, психоневрологи и дефектологи при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист.
Учителя-дефектологи иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма таких детей. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься.
Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку,не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а это, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
- Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
- Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот.
- Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
- Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.
Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С ДЕТЬМИ!
Вы удивлены, не правда ли? Как же можно общаться с ребёнком, не разговаривая? И, тем не менее, большинство наших детей не умеют разговаривать, несмотря на достаточно высокий словарный запас и нормальную артикуляцию. Дети не умеют выражать свои мысли, не умеют участвовать в беседе.
ПРИУЧАЙТЕ РЕБЁНКА НАБЛЮДАТЬ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ И РАССКАЗЫВАТЬ О НЕЙ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ. Шагая с ребёнком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушивайтесь к его болтовне. А потом и сами спросите:
- Как ты думаешь, о чём рассказывает нам сосулька?
- Интересно, о чём размышляет этот нахохлившийся воробей?
- Давай сочинять сказку про мороз!..
Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, надо только оглянуться по сторонам.
УЧИТЕ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ. Возьмите дома лёгкую для понимания книгу, можно сказки. Прочитайте одно предложение и попросите ребёнка пересказать (лучше «своими словами»). Когда одно предложение он будет пересказывать свободно, прочитайте ему абзац, страницу и попросите пересказать.
Каждый день делитесь, даже с маленьким ребёнком, своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, о дивной погоде, обо всём, что волнует Вас. И в ответ на это раскроется навстречу Вам его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.
РАЗГОВАРИВАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!
Речь и интеллект – две стороны одной медали
Развитие интеллекта - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.
Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и эмоционально - волевая сфера.
Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человекам. Истории известны случаи, когда в силу каких - то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трёх лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребёнка; полноценное - значит достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Для функции речетворчества «таким критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Взрослый обязан помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Об уровне развития речи свидетельствуют её правильность и связность, умение выражать мысли, богатство словарного запаса. В зависимости от этого речь может быть образной, содержательной, лаконичной или бедной, бессвязной, наблюдается речевая патология.
Речевая патология - это нарушение важных психических функций человека. Такие нарушения в раннем возрасте характерны в двух отношениях.
Во - первых, развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это в свою очередь побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Таким образом, получается саморегулирующееся круговое замыкание - два взаимовозбуждающих потока усиливают друг друга и регулируют процесс формирования человека. Задержка одного компонента ( мышления или речи ) может вызвать или задержку всего развития или даже его остановку. В последнем случае процесс становится необратимым - уже нельзя какой либо усиленной стимуляцией догнать упущенное время. Вероятно, существуют онтогенетически обусловленные периоды развития. Во-первых переход к последующем периоду тем труднее, чем менее полноценен по законченности предшествующий.
Во - вторых, существует другая, противоположная тенденция развития. Онтогенетический заряд всё же настолько силен, что при самых неблагоприятных обстоятельствах он будет влиять на потенции развития. Нужно предположить, что существует резерв, которым можно воспользоваться для борьбы с недоразвитием.
Всё начинается с познания окружающего мира. Это знание часто не фиксировано в слове, живёт в виде образов предметов, цветов и запахов, двигательных, тактильных, температурных ощущений, переживаний. Расчленение этого потока впечатлений, обозначение словом предметов, действий, качеств, количества и др. - необходимая основа последующего умственного и речевого развития.
Мышление и речь тесно связаны. Любая мысль может быть выражена в слове, и, развивая речь, мы содействуем развитию мышления и наоборот, развивая мышление, мы опираемся на слово, обозначающее любое явление, предмет или его образ, свойства, признаки и качества, обогащающие наши знания о них. Именно с помощью речи ребёнку предстоит усвоить в школе необходимый объём знаний, и поэтому значимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли,способность аргументировать своё мнение.
Важными задачи развития речи в дошкольном возрасте являются, прежде всего, обогащение словарного запаса ребёнка, расширение активного словаря, устранение дефектов произношения, развитие фонематического слуха, устной речи. Безусловно, взрослый при этом должен являть для ребёнка образец правильной грамотной речи, активно побуждать его вступать в диалог, отвечать на вопросы, подводить к самостоятельным выводам. Благоприятные условия для этого предоставляет повседневная жизнь и целенаправленная работа педагогов и родителей. В повседневной жизни совсем не обязательно выбирать какое - то особое время для специальных разговоров с детьми; они могут осуществляться практически постоянно во время общения с ребёнком дома, на улице, на прогулке и т.д. Содержание разговоров - это практически всё, что ребёнок наблюдает в настоящий момент, виде, слышал ранее, то, что его интересует. Главное, что требуется от взрослого - направить внимание ребёнка не только на явные, бросающиеся в глаза внешние стороны наблюдаемых предметов и явлений, но и на скрытые свойства, их взаимосвязь. Отвечая на вопросы ребёнка, также задавайте ему вопросы, причём такие, которые требуют от него напряжения мысли, умения быть наблюдательным, делать собственные выводы. Используйте скороговорки, чистоговорки, наглядность. Но не разрешайте ему проводить много времени у телевизора. Это вредит организму ребёнка, его нервной системе, работоспособности.
Умение слышать слово
С чего начать занятия по обучению грамоте?
Прежде всего необходимо научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить определять, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.
Но как это сделать?
Когда мы знакомим ребенка с каким-то предметом,мы даем ему этот предмет в руки, помогаем его рассмотреть, обращаем внимание малыша на различные его свойства. А как же быть со словом, которое исчезло, как только мы его произнесли? Давайте попробуем произнести слово по-другому, скажем его так, чтобы внимание ребенка переключилось со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. И здесь нам на помощь, конечно, опять придет игра.
Поиграем с малышом в «жуков». Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. «Какую песенку поет жук?» — спрашивает взрослый. «Ж-ж-ж», — отвечают дети. «Давайте скажем слово "жук" так, чтобы услышать эту песенку:ж-ж-жук. Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-ж-жовник. Есть! А в слове нож-ж-ж-жницы? Тоже есть!Ж-ж-жаворонок. И в этом слове жук поет свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем:бабочка. Поет в этом слове жук песенку? Нет!»
Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: длительное произнесение звука "з" можно сравнить с полетом комара, длительное протягивание звука "ш" — с шелестом листьев, быстрое повторение звука "п" — с пыхтением ежика. Поиграйте с малышами в эти звуковые игры. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов, в которых «звенит комарик», «работает мотор» (р-р-р).
Вначале ребенок будет называть немного слов, но с каждым разом их число будет увеличиваться. Старайтесь строить эти игры-занятия таким образом, чтобы дети усваивали способ выделения звука: слово произносится не обычно, а особо, так что один звук в нем подчеркивается, произносится более длительно, чем другие.
Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, шипящие, свистящие). Гораздо труднее выделить такие звуки, как "б", "п", "д", "т". Но очень важно, чтобы в ваших занятиях с детьми звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались. Иначе дети, быстро усвоив способ протяжного произнесения звука ("ж-ж-жук"), с большим трудом будут переходить к подчеркнутому произнесению и выделению звука, который нельзя потянуть. Поэтому очень важно, чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, мог легко менять свою артикуляцию, ярко подчеркивая в слове тот звук, который ребенок должен выделить и назвать изолированно. Вам придется самим поупражняться, научиться интонационно подчеркивать эти звуки не только в начале слова, но и в середине, в конце.
Постепенно начинайте учить и ребенка менять артикуляцию при произнесении слова, интонационно подчеркивать один звук. Например, вы играете с ребенком в такую игру: «Кто назовет больше слов со звуком "р"?» Ребенок увлеченно говорит: «Корова, подарок». Прервите его: «Я не слышу, где же там звук р? Пусть малыш произнесет слово по-другому: «Корррова» — только тогда вы услышите.
Не сердитесь, если не все сразу будет получаться, радуйтесь вместе с ребенком его успехам, поощряйте его, расскажите другим членам семьи о его достижениях — и вы увидите, как с каждым занятием будет увеличиваться запас слов ребенка, а главное, будет расти его желание заниматься.