Преемственность дошкольного и общего среднего образования

План взаимодействия с учреждениями общего среднего образования

Обеспечение преемственности в работе с гимназией № 1 имени академика Е. Ф. Карского г. Гродно
развернуть

 

 Работа с детьми

Мероприятия

Ответственные

Сроки

выполнения

Отметка о выполнении

1.

Экскурсии и целевые прогулки детей в школу:

а) присутствие на торжественной линейке, участие в Дне знаний, просмотр видеоматериалов «В гостях у первоклассников»;

б) знакомство со зданием и территорией школы (классы, библиотека, спортзал, зоны отдыха и т.д.);

в) участие в празднике «Мы - первоклассники».

Воспитатели дошкольного образования старших групп

Сентябрь

 

 

 

3.

Организация взаимопосещений: 

- уроков в 1-х классах (индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, коллективная работа, диалоговое развивающее обучение, сотрудничество в системе «Учитель – ученик», «Ученик – ученик», методы и приемы развития творческих способностей, двигательный и валеологический компонент).

Завуч ГУО «Гимназия № 1 г. Гродно»,

Заместитель

заведующего

по основной

деятельности Т.В.Толкина

Октябрь

 

4.

Совместные выставки творческих работ, рисунков, поделок.

Воспитатели дошкольного образования

В течение года

 

5.

Участие в совместных физкультурных развлечениях, праздниках.

Воспитатели дошкольного образования, учителя

В течение года

 

6.

Выставка фотоматериалов на сайте «Я шагаю гордо в школу в самый главный первый класс!»

«Достижения наших выпускников»

Воспитатели дошкольного образования, модератор

сайта

До 06.09.2024

 

Декабрь-январь

 

7.

Посещение детьми старшего дошкольного возраста школьной линейки «Последний звонок», вручение изготовленных сувениров выпускникам.

Воспитатели дошкольного образования старших групп

Май

2025 г.

 

 

 Взаимодействие педагогических работников

Мероприятия

Ответственные

Сроки

выполнения

Отметка о выполнении

1.

Анализ поступления выпускников Центра в гимназию, школы.

Педагог-психолог Т.В.Булаш

Сентябрь

 

3.

Консультация «Что такое готовность к школе».

Педагог-психолог Т.В.Булаш

Ноябрь

 

5.

Круглый стол «Организация работы по обеспечению преемственности дошкольного учреждения и школы»

 

 

Заместитель

заведующего

по основной

деятельности Т.В.Толкина, учителя

начальных классов ГУО «Гимназия № 1 г. Гродно».

Март

 

6.

День открытых дверей в школе и в ДЦРР № 98 г. Гродно.

Учителя

начальных классов

В течение года

 

 

Сотрудничество с родителями

Мероприятия

Ответственные

Сроки

выполнения

Отметка о выполнении

1.

Родительские собрания в старших группах №№ 4, 11, 12 «Семья на пороге школы» (с приглашением учителей начальных классов) Цель: раскрыть понятие «подготовленный к школе ребенок», дать рекомендации, как подготовить ребенка к школе.

Воспитатели дошкольного образования,

 

Педагог-психолог Т.В.Булаш

Сентябрь

 

2.

Оформление уголка будущего школьника в группах старшего дошкольного возраста на тему «Скоро в школу».

Воспитатели дошкольного образования старших групп

В течение года

 

3.

Тест для родителей на тему «Готов ли Ваш ребенок к школе?».

 

 

 

Заместитель

заведующего

по основной

деятельности Т.В.Толкина, воспитатель – методист О.В.Беседина

Апрель - май

2025 г.

 

4.

Оформление памятки для родителей «Готовим ребенка к школе».

Воспитатели старших групп

Апрель – май 2025 г.

 

5.

Индивидуальные беседы и консультации по успешной адаптации ребенка к школе, по запросам родителей.

Педагог-психолог Т.В.Булаш

В течение года по запросам родителей

 

7.

Совместная деятельность по определению выбора школ для детей.

Педагог-психолог Т.В.Булаш

Май

2025 г.

 

свернуть

Пора ли в школу? О готовности к школе.

Советы педагога-психолога
развернуть

Пора ли ребёнку в школу?

Изображение    

   Как только ребенку исполняется 6 лет, большинство современных родителей начинают мучиться вопросом: отдавать ли малыша в школу уже в этом году  или дать побыть "маленьким" еще год, продлить детство или ускорить его развитие?  На что ориентироваться   при  поиске  решения  этой  проблемы?

   Некоторые ориентируются на свой собственный опыт ("Я пошел в школу с 7 лет и все успел" или "Я училась с 6 лет, да еще и лучше, чем 7-летние одноклассники), но при этом забывают о том, как много изменилось в системе образования за эти годы. Другие родители, напротив, учитывая тот факт, что начальная школа стала 4-летней, считают, что нужно отдавать ребенка в 1 класс, даже если ему нет и 6 лет - успеет "раскачаться" и подтянуться за эти годы.

      Часто практические психологи сталкиваются позже с такими родителями и их детьми, когда возникающие у первоклассника проблемы вызваны не тем, что плохо в нем самом или в школе, а тем, что ребенок  оказался  не  готов   к   обучению.

     Сразу оговорюсь, что умение читать, считать и писать, которые ваш малыш приобрел дома или в детском саду, еще не являются показателями того, что он готов и к школьному обучению. Не забывайте, что до школы ребенка, конечно, тоже  обучают, но это совершенно другие методы (более игровые), другая нагрузка во  временном плане (это не 5 уроков по 40 минут!), другие требования (его не будут  заставлять продолжать дело, если заметно, что он устал), другая форма организации  учебы (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность посидеть    на  полу, поваляться    и   т.п.).

   Безусловно, самым точным и правильным будет осуществлять индивидуальный подход к вашему сыну/дочери и ситуации их развития. Во-первых, не    забывайте,    что    помимо    биологического    (паспортного)    возраста    есть; психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него  как в меньшую, так и в большую сторону. Во-вторых, чтобы дать абсолютно верный  ответ, готов ли ребенок к школе, необходимо знать о специфике школы, в которую  вы его хотели бы отдать. Вполне возможно, что ребенок совершенно готов к учебе в общеобразовательной школе, но еще не является достаточно зрелым для языковой (или математической) школы, в которую вы его определили. Имейте ввиду, что хотя начальные классы везде ставят целью общее развитие детей, тем не менее, если школа специализируется на углубленном изучении каких-то предметов, это обычно все равно отражается на системе преподавания в младших классах.

   Таким образом, идеальным вариантом для определения готовности к школе является индивидуальная диагностика ребенка психологом и педагогом, причем подобранная с учетом специфики школы, в которую планируется определить ребенка. Однако в любом случае родителям будет полезно знать, развитие каких способностей подразумевает под собой "школьная зрелость", что ожидается от будущего     первоклассника.

    ИзображениеВ понятии  «школьная зрелость»  ( или готовность к школе) традиционно выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим    каждый   из них.

Интеллектуальная зрелость предполагает определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребенка. Итак, будущий первоклассник должен иметь:

1.   достаточно развитое восприятие - уметь выделять фигуру из фона, определять контуры отдельных фигур среди нескольких наложенных друг на друга изображений, отличать близкие, но не тождественные фигуры;

2.   достаточно высокий уровень развития внимания - уметь концентрировать свое внимание на выполняемом задании хотя бы 10-15 минут, даже если оно ему не совсем по душе;

3.   довольно развитые тонкие движения руки (мелкая моторика) и координацию своих действий - ребенок должен уметь уверенно работать ножницами и карандашами, проводимые линии должны быть четкими, прямыми (конечно, не такими, как у взрослых, но и не дрожащим зигзагом), он уже должен уметь похоже повторить образец, предложенного узора или рисунка, делить этот образец на части (ориентируясь в пространстве по критериям "право - лево", "верх - низ");

4.   объем памяти, достаточный для запоминания с первого раза инструкции к заданию и удержания ее в процессе всего выполнения заданий;

5.   хорошо развитое наглядно-образное мышление - уметь создавать законченные узнаваемые образы из конструктора, поделочных материалов, мозаики, в собственном рисунке;

6.   основы словесно-логического мышления - дети к 6 годам должны уметь выделять существенные признаки предмета, проводить несложные логические размышления (например, устанавливать последовательность событий), сравнивать предметы, делать выводы, выявлять взаимосвязи между понятиями, строить предложение по аналогии с образцом, делать обобщения (например, объединяя одним словом "транспорт" автобус, трамвай и грузовик) и на основе усвоенных обобщений осуществлять классификацию;

7.   сформированные операции мышления, такие, как анализ и синтез - ребенок должен уметь проанализировать закономерности в ряду явлений (знаков, символов), выделить отдельные составные части в предмете (слове, числе), а также наоборот, из отдельных составляющих создать общую картину (слово, схему);

8.   определенный запас знаний о себе, своих близких, окружающем мире - предполагается, что 6-летние дети прочно усвоили свои фамилию, имя, отчество, день рождения, адрес, полные имена родителей, род их занятий и т.п., а также владеют достаточными знаниями о мире (имеют представление о разных животных и растений, их отличии друг от друга по видам, о существовании разных стран и городов и т.п.).

     Если помимо указанных знаний ваш ребенок еще знает буквы и цифры, то это облегчит ему учебу в 1 -м классе. А если он уже умеет читать, то это вообще замечательно, хотя и не требуется от детей 6 лет большинством школ (однако, в некоторых гимназиях имеется даже требование к качеству и скорости чтения!).

 

   Эмоциональная зрелость ребенка предполагает, что у него уже формируется такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал или не думал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (т.е. "надо" уже может  перевесить "хочу").

    Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например за совместной со взрослым игрой. Проявляет ли ребенок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли он чрезмерные эмоции (крик, плач, обиды на более удачливых игроков), если проигрывает?

   Не менее всего вышесказанного важна и социальная зрелость ребенка. Это неоднозначное понятие. Оно включает в себя одновременно несколько показателей личностной готовности к школе:                                                                                    

1.   умение и желание общаться со сверстниками. Мы можем говорить о наличии этого свойства, если ребенок стремится к общению с другими детьми, умеет подчинять свое поведение законам детской группы и правилам игры, имеет опыт приемлемого (без насильственных действий) решения конфликтов и т.д.

2.   умение строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения. Нормально развивающийся ребенок должен понимать, что со   взрослыми в школе (и других общественных учреждениях) нужно вести себя   не так, как с родителями, бабушкой, дядей или другом отца. Первоклассник  должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогами (обращаться на "Вы", не стремиться к излишнему тактильному контакту,    использовать лексику, допустимую для общения со взрослыми и т.п.). Девочки и мальчики 6 лет должны понимать условность ситуации обучения, где есть роли ученика и учителя, и даже если учитель шутит или играет с детьми, то им все равно не следует выходить за рамки своей роли ученика.

3.   мотивационная готовность к школьному обучению - иными словами у ребенка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят ходить в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребенок достиг личностной зрелости (и действительно необходимых для учебы мотивов) только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получать новые знания, умения и навыки, реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе - желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.

    Кроме всех рассмотренных свойств нужно учитывать также здоровье ребенка. Если у него выявлены какие-либо хронические заболевания или он относится к часто болеющим детям (с ослабленным иммунитетом), то стоит еще раз задуматься о своевременности решения пойти в школу. В этих случаях желательно посоветоваться с врачом, так как нельзя забывать о том, что адаптация к школе даже хорошо подготовленного к ней первоклассника - это процесс, вызывающий напряжение практически всех систем организма, что приводит к частым заболеваниям в начале учебного года среди детей.

   Если, читая  вышеизложенное, вас все время посещали мысли типа "Ну конечно, это моя дочь/сын давно умеет и с этим вполне справляется", то скорее всего вас можно поздравить с новым этапом в жизни вашей семьи - идите "первый раз в первый класс".

   Если при чтении этой информации вы скорее огорчались и недоумевали, думая "Неужели есть дети, которые все это умеют?", то, вероятно, вам и вашему ребенку лучше подождать со школьным обучением, а посвятить еще год развивающим занятиям дома, в детском саду или дошкольной прогимназии. Если вы чувствуете, что развитие вашего малыша существенно отклоняется от описанных нормативов, то лучше провести диагностику у специалиста (психолога) и организовать специальные    коррекционные занятия.

    Если же, читая все вышесказанное, вы то успокаивались, то беспокоились, думая:

 «Это, кажется, мой ребенок умеет, но в достаточной ли степени?»или «Объективен ли я как родитель, ведь мой ребенок, естественно, кажется мне самым замечательным», то для решения вопроса о начале обучения в школе лучше привлечь других людей, как специалистов (психолога, педагога), так и просто взрослых, менее вовлеченных в общение с ребенком, чтобы легче было осуществить "взгляд со стороны".

  Надеюсь, что в любом случае данная информация окажется вам полезной, помогая сориентироваться в основных направлениях развития ребенка.                                                                                               

  Изображение

свернуть

Родителям будущих первоклассников

Советы от учителя-дефектолога
развернуть

Речевая готовность детей к школе

Картинки по запросу картинки первоклашки на уроках   

 Наиболее значимым для ребенка 6-7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. 

   Школьное обучение предъявляет новые требования  к  вниманию, памяти, мышлению ребенка, а также к его речи, к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Речь первоклассника должна соответствовать следующим требованиям:

  • Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен овладеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
  • Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова;  слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, твердый, мягкий.
  • Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, умение образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных и т.д.
  • Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

    Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевыми нарушениями начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

   Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье, малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении  правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно важным становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Школьники с несформированной звуковой стороной речи, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие; звонкие – глухие; твердые – мягкие). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). 

  Наряду с нарушениями произношения звуков у детей может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Такие дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Произношение звуков у них  бывает смазанным, невнятным, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

  Картинки по запросу картинки первоклашки отвечают у доски

   Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

      

           

Готова ли рука ребенка к письму?

 Картинки по запросу ребенок держит ручку  

   Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме.

  Не менее важным является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе.

      Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.

       Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки. Учить ребенка писать (буквы, цифры) до школы не следует.  Во-первых, не все родители знают, как правильно учить ребенка писать. Это зачастую приводит к формированию неправильной техники письма и дальнейшему мучительному переучиванию. Во-вторых, созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-двигательную координацию, заканчивается в 6-7 лет. То есть тогда, когда ребенок уже стал школьником.

     Подготовка же руки к письму до школы может заключаться в упражнениях и заданиях, направленных на развитие координации движений рук.

       Как же определить, насколько ребенок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Во время этих наблюдений вас должны насторожить следующие случаи:

  • если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;
  • если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении.

       У ребенка к 6-ти годам уже должно быть полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение крайне необходимо, так как многие задания построены именно таким образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок. Вот почему так важно, чтобы у ребенка были согласованы действия глаз и руки, чтобы руки выполняли бы только то задание, которое им дают глаза.

     Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно-двигательной координации играет рисование. У ребенка, работающего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования напоминает технику письма.

      Таким образом, от вас требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш — между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, спокойно, без напряжения, не сгибая, положив его на карандаш. Ребенок не должен слишком сильно сдавливать карандаш или кисточку в пальцах, держать ближе 3-4 см от отточенного края или ворса. 

    Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребенок сможет без труда выполнять подобные требования при письме.

      Следует напомнить, что правильная посадка при рисовании (лепке, игре за столом) чрезвычайно важна также и для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здоровья внутренних органов.


                    Почему не каждому дается грамота?

   С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

   Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма – дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет.

   ДИСЛЕКСИЯ  встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 % школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

   Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, они меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

   При ДИСГРАФИИ дети младших классов с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко такие дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. 

   У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

    Чтобы понять механизм развития дислексии, начнём издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, жужжание пчелы, писк комара,  перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

        Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

    А учить надо, потому что искажение 1 – 2  звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

   Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

    Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно, поэтому, психоневрологи и дефектологи при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. 

   Учителя-дефектологи иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма таких детей. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

     Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?      Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься.

Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

свернуть

Физическая готовность ребёнка к школе

Рекомендации руководителей физического воспитания
развернуть

     Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

     Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

     Физическая готовность ребенка к школе. Все задачи по физической подготовке воспитанников могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг, окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

    Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств у детей  старшего дошкольного возраста - к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.

    К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

  Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

   Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности детей. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. д.

    Умственная работоспособность воспитанников на занятиях проявляется прежде всего в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение 25 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, воспитанники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.

    В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятий у этих ребят может быть различна. Так, часть из них, добиваясь высоких результатов работы в первой половине занятия, резко снижают их во второй, как бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными кратковременными спадами и последующими подъемами.

    Проблема развития умственной работоспособности детей дошкольного возраста до конца еще не разрешена, что связано с большими индивидуальными различиями, часто перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, при этом очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности.

свернуть

Анализ поступления выпускников Центра в гимназию, школы

Анализ поступления детей старшего дошкольного года ДЦРР № 98 г. Гродно

в гимназии и школы в 2024 г.

 

Группа

№ 2 (ТНР)

Группа

№ 6

Группа

№ 8

Группа

№ 10

Группа

№ 12

Всего по ДЦРР

Всего в группе детей

10 ч.

18 ч.

16 ч.

22 ч.

19 ч.

85 ч.

Поступили в гимназии

2 ч. –    

20%

13 ч. –    

72%

10 ч. –    

62,5%

14 ч. –    

64%

4 ч. –    

21%

43 ч. –

50,6%

Поступили в школы

4 ч. –    

40%

3 ч. –    

17%

2 ч. –    

12,5%

8 ч. –    

36%

5 ч. –    

26%

22 ч. –

25,9%

Остались в д/с

на 2-й год обучения

4 ч. –    

40%

2 ч. –    

11%

4 ч. –    

25%

0 ч. –  

0%

10 ч. –   

 53%

20 ч. –  

23,5%

 

 

Выпускники:  поступление в школы, гимназии

 

Группа

№ 2 (ТНР)

Группа

№ 6

Группа

№ 8

Группа

№ 10

Группа

№ 12

Всего по ДЦРР

Всего выпускников

6 ч.

16 ч.

12 ч.

22 ч.

9 ч.

65 ч.

Поступили в гимназии

2 ч. –    

33,3%

13 ч. –    

81,3%

10 ч. –    

83,3%

14 ч. –    

64%

4 ч. –    

44,4%

43 ч. –

66,2%

Поступили в школы

4 ч. –    

66,7%

3 ч. –    

18,7%

2 ч. –    

16,7%

8 ч. –    

36%

5 ч. –    

55,6%

22 ч. –

33,8%

 

 

Т.о. можно сделать вывод, что из числа воспитанников старшего дошкольного возраста гр. №№ 2, 6, 8, 10, 12 – общее количество детей - 85 чел., выпускников в школы и гимназии – 65 чел. (76,5%); остаются на второй год обучения в детском саду 20 человек (23,5%). Воспитанникам групп № 2, 8, 12 – 6 детям (Василевский А., Калягин А.) рекомендовано  обучение по образовательной программе дошкольного образования (в общеобразовательной группе ДУ) с оказанием коррекционно-педагогической помощи в ПКПП. 1 ребенок (Коваленок С.)  рекомендовано обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровня дошкольного образования. 1 ребенку (Чичкан А.) рекомендовано обучение и воспитание по образовательной программе специального образования с использованием коррекционных занятий для воспитанников с ТВО (с трудностями в обучении) 13 человек – дети, которым исполняется 6 лет в июне-октябре 2024 г. По сравнению с 2022/2023 годом детей, продолжающих обучение в детском саду второй год на 1,5% меньше.

Среди выпускников дошкольного центра – 65 детей – 43 чел. (66,2%) поступают в гимназии  г. Гродно, 22 ребенка  (33,8%) – поступают в средние школы. По сравнению с 2022/2023 годом процент детей, поступающих в гимназии, уменьшился на 21,1%, т.к. поступление детей в учреждения среднего образования осуществляется по месту жительства.

свернуть

Я шагаю гордо в школу в самый главный первый класс!

В добрый путь, наши выпускники - первоклашки!
развернуть

Музыкальное развлечение патриотической направленности "Письмо о Беларуси"

Совместное развлечение воспитанников ДЦРР № 98 г. Гродно и учащихся ГУО "Средняя школа № 3 имени В.М.Усова г. Гродно"
развернуть

 15 ноября в ДЦРР № 98 г. Гродно прошло музыкальное развлечение патриотической направленности "Письмо о Беларуси" для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста с целью расширения представлений детей об историческом прошлом нашей страны, подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, закрепления представлений о природных символах Беларуси (зубр, аист, цветок василька, лён, орнамент), развития интереса и уважения к государственным символам Республики Беларусь, умения выразительного исполнения музыкальных и поэтических произведений, воспитания чувства гордости за свою страну, привития любви к своей родине. 

Гостями праздника были учащиеся ГУО "Средняя школа № 3 имени В.М.Усова г. Гродно": образцовый ансамбль народных инструментов (художественный руководитель Матейко Дмитрий Федорович), образцовая вокальная студия "Акварель" (художественный руководитель Гаврусик Светлана Константиновна), вокальный номер на цымбалах  (художественный руководитель Матейко Елизавета Анатольевна).

 

 

свернуть

Выставка достижений выпускников Центра «Школьные годы чудесные…»

поделиться в:
Меню раздела